Художники Витебщины

Художник – это маг, большое сердце. Он извлекает красоту, отыскивает свежесть во всем, подчиняет себе стихию.

Марк  Шагал

Витебская областная библиотека

имени В. И. Ленина

VLIB

Биография

 

Шутов Геннадий Федорович (18.07.1939, г. Запорожье, Украина – 03.06.2017, г. Витебск), белорусский акварелист, график. Окончил Витебское художественно-графическое педучилище (1959), Московский полиграфический институт (1970). Заслуженный деятель искусств Республики Беларусь (1996). Председатель правления Витебской областной организации Союза художников БССР (1976–1986). Награжден орденом «Знак Почета» (1986). Член Белорусского союза художников (1967).

Работал преимущественно в акварели, отдавая предпочтение натюрмортам и пейзажам. Ранние произведения по характеру романтические, ориентированные на натурно-конкретные приемы акварельного письма: «Осень в деревне» (1956), «Скоро весна» (1962), «Полевые цветы» (1963), «Тишина» (1964), «Голубые сумерки» (1965), «Ветреный день» (1966), «Старый Витебск» (1967), «Браславские просторы» (1968), «Весна в старом городе» (1969), «Клайпеда» (1970), «Около стен Старой Ладоги» (1971), «Сумерки» (1974); серии «Белорусский натюрморт» (1970), «Витебск» (1972), «Стеклозавод "Нёман"» (1973), «Новополоцкий нефтеперерабатывающий завод» (1972–75), «Мой город» (1972–75), «Земля белорусская» (1977), «Новостройки Беларуси» (1978).

В конце 1970-х определились иные художественные приоритеты и своеобразная авторская манера живописи. Среди основных работ: натюрморты «Натюрморт с копченой рыбой» (1983), «Пижма» (1984), «Подсолнухи в черном кувшине» (1988), «Люпин и стекло» (1989), «Рыбы и раковины» (1991), «Зеленая лампа» (1993), «Одуванчики» (1993), «Настурция в граненом стакане» (1993), «Прозрачный натюрморт» (1994), «Семь ламп» (1994), «Кувшинчики с озера Дашково» (1995), «Маятник» (1995), «На краю вечности» (1995), «Ненужные ключи» (1998), «Забавный букет» (2000), «Маме посвящается» (2000), «Преломления. Павлу Филонову посвящается» (триптих, 2001), «Погасшая лампа Шагала» (2002), «Реквием погибшим церквям ХХ века» (2006), «Разговор со временем» (триптих, 2007); пейзажные композиции «Пинск. Францисканский костел» (1986), «Витебск. Ратуша» (1991), «Глубокое. Троицкий костел» (1992), «Силуэт Щецина» (1992), «Витебск 100 лет назад» (1995), «Извлеченные молчанием» (1996–97), серии «Зелена Гура» (1981), «Брестская крепость» (1981), «Силуэты Киева» (1981), «Памятники архитектуры Витебщины» (1986–87), «Дары земли белорусской» (1985–86), «Материя искусств» (1999), «Витебские дворики» (2003) и др.

Акварельным композициям присущи философичность и символическая знаковость, концептуальность, специфические трансформации пространства и времени, живописная и пластическая изысканность форм, ритмическое равновесие, авторская стилистика художественного языка.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Цыбульский, М. Л. Шутов Геннадий Федорович / М. Л. Цыбульский // Регионы Беларуси : энцикл. : в 7 т. / редкол.: Т. В. Белова (гл. ред.) [и др.]. — Минск : Беларус. Энцыкл. імя П. Броўкі, 2011. – Т. 2 : Витебская область. Кн. 2. – С. 619.

2. Шутаў Генадзь Фёдаравіч // Беларускі саюз мастакоў : 1938–1998 : энцыкл. даведнік / аўт.-склад. Б. А. Крэпак [і інш.]. — Мінск : ВТАА «Кавалер Паблішэрс», 1998. – С. 623. – На беларус. і англ. мовах.

3. Генадзь Шутаў// Саюз творцаў [Выяўленчы матэрыял] = A Union of creators : фотаальбом / уклад. і аўт. тэксту М. Цыбульскі ; аўт. уступ. У. Андрэйчанка ; фат. В. Балоціна, М. Цыбульскага. – Мінск : Беларусь, 2005. – С. 139. – На беларус. і англ. мовах.