Художники Витебщины

Художник – это маг, большое сердце. Он извлекает красоту, отыскивает свежесть во всем, подчиняет себе стихию.

Марк  Шагал

Витебская областная библиотека

имени В. И. Ленина

VLIB

Aртхронограф

  

На Витебщине движение по объединению художников в творческие сообщества имеет свою собственную историю. А начиналась она в Витебске ярко и звучно в первой половине ХХ века – это было время высочайшего расцвета творческих объединений во всем художественном мире. В 1919 году Казимиром Малевичем и его учениками в Витебских свободных государственных художественных мастерских было создано объединение, которое первоначально получило название ПОСНОВИС (Последователи Нового Искусства), но в феврале 1920 года было переименовано в УНОВИС (Утвердители Нового Искусства). Функционирование этой всемирно известной организации художников в Витебске продолжалось до отъезда К. Малевича в Петроград в конце 1922 года и сохранилось в истории как замечательный образец творческого сплочения единомышленников, которые сориентировали деятельность своего объединения на творческий эксперимент, поиски новых путей в искусстве.

Примером иной идейной платформы в интеграции творцов стало созданное в начале 1927 года при художественной секции Института белорусской культуры Всебелорусское объединение художников, филиал которого существовал в Витебске. Целью консолидации художественных сил в этой организации было содействие развитию «национального по форме и пролетарского по содержанию» белорусского искусства. Важной задачей объединения стала конкретная помощь Наркомпросу БССР в организации выставок и художественного образования в Беларуси. Однако творцы, вошедшие в состав Всебелорусского объединения художников, придерживались разных социальных позиций и эстетических принципов, что и стало причиной выхода из него некоторых художников в 1930 году. Именно благодаря их стараниям было создано новое объединение – «РОХБ» – Революционное объединение художников Беларуси, витебский филиал которого вскоре также начал свою деятельность. Однако раскритикованное уже в 1931 году на Всебелорусской конференции художников за «скатывание на рельсы буржуазного искусства» и «недооценку реалистических традиций» это объединение, как и все остальные, существовавшие на пространстве СССР, вынуждено было прекратить свою деятельность в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года. Эта печальная страница всей истории развития советского, в том числе и белорусского, искусства стала прологом возникновения творческой организации художников, статус, функции и цели деятельности которой были четко очерчены государством. Однако Союз советских художников БССР, созданный тоталитарной системой, в целях более благоприятного руководства искусством смог написать собственную историю своего существования, во многом непохожую на то, что было задумано его идеологами. Хотя очевидно, что положенные когда-то в основу деятельности Союза принципы «классовости, партийности, народности» негативно отразились на судьбах и творчестве многих членов объединения. И мы хорошо помним об этом.

Приятно отметить, что в создании Союза художников в Беларуси (Союза советских художников БССР) активное участие приняли бывшие воспитанники легендарной Витебской художественной школы. Благодаря их активной организаторской и творческой деятельности закладывались основы творческого Союза художников в нашей стране, создавались его областные организации.

Уже на Первом съезде художников БССР, в декабре 1938 года, обсуждался вопрос о создании региональных организаций. Однако война, начавшаяся через несколько лет, прервала развитие этой инициативы. Витебский филиал Союза художников БССР был создан только в 1944 году, а в 1949 году художник Петр Явич получил полномочия на организацию в Витебской области самостоятельного отделения, которое позднее и преобразовалось в областную организацию Союза художников БССР.

Более чем полувековая история отделяет нас от того времени, когда это происходило, и когда количество художников в Витебске измерялось единицами. За эти годы творческим союзом пройден путь, который вряд ли можно вместить в несколько скромных страничек текста. Это действительно славная история развития изобразительного искусства на Витебщине. И главными в ней являются не только значимые события, замечательные художественные выставки, творческие вечера, пленэры, а прежде всего имена творцов, которые своим самоотверженным трудом предопределяли пути развития изобразительного искусства, в той или иной степени развивали художественные традиции прошлого и закладывали новые. Многие из этих художников и сегодня, слава Богу, живы и своими искренностью и одержимостью, всем укладом своей жизни в искусстве показывают прекрасный пример следующим поколениям. Мы можем гордиться не только наследием мастеров витебской художественной школы начала ХХ века, но и творческими приобретениями наших современников.

Сегодня, в сравнении даже с недалеким прошлым, многое изменилось в деятельности Союза художников. Статус общественного объединения, существование в условиях развивающегося рынка значительно усложнили реализацию многих творческих инициатив Белорусского союза художников. Но мы не можем не замечать и того позитивного, что принесло с собой новое время. Исчезло давление, которое в той или иной степени оказывал союз на творческую личность, да и дружба в организации перестала основываться на определенном перечне льгот и благ. Более естественный вид стала приобретать и творческая конкуренция среди друзей союза. Однако никакие перемены не смогли снивелировать тот минимум ценного, который принесла с собой деятельность Союза художников стране на протяжении шести десятилетий своего существования.

В наши дни Белорусский союз художников представляет собой добровольную общественную организацию, объединяющую художников и искусствоведов Беларуси. Именно благодаря активной деятельности его друзей визуальное искусство на Витебщине стало одним из особо популярных видов в общей системе искусств. Именно на этой земле устраиваются многочисленные пленэры: Шагаловский, Малевичевский, имени Я. Дроздовича, И. Хруцкого, И. Репина, проходят разнообразные акции и фестивали, проводятся ежегодные Шагаловские чтения.

В сравнении с другими областями Беларуси в витебской областной организации БСХ сегодня наибольшее количество членов, среди которых художники Витебска, Полоцка, Новополоцка, Орши, Шарковщины, Глубокого и т. д. В ее составе представители разных национальностей – белорусы и украинцы, русские и евреи, армяне и азербайджанцы, воспитанники самых разных художественных учреждений. Однако, наверное, значительную часть членов творческого союза составляют выпускники художественно-графического факультета Витебского государственного университета имени П. М. Машерова, Белорусской государственной академии искусств и отделения дизайна Витебского государственного технологического университета. Сферы деятельности витебских членоы БСХ самые разнообразные: от традиционных форм живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства до самых невероятных форм пропаганды искусства, эстетического преобразования среды, оформления интерьеров, выставок, общественных мероприятий, создания отдельных художественных объектов, проведения художественных акций, хэппенингов, перформансов... Пространство Изобразительного Искусства Витебщины сегодня ограничить точными рамками просто невозможно.

 

Члены витебского отделения Белорусского Союза художников

 

Отличительным явлением для витебской областной организации Союза художников стало возникновение в 1987 году первого в белорусском искусстве неформального творческого объединения художников «Квадрат».

В 1990 году Александр Коновалов открывает частную галерею «Черта», вокруг которой объединяются художники Полоцка. А буквально в следующем году с участием членов Витебской областной организации БСХ создается очередное творческое объединение – «Оршица». В выставках этого объединения, первая из которых состоялась в 1991 году, принимали участие художники из разных городов Беларуси. В разное время с «Оршицей» свои произведения экспонировали оршанцы А. Журавлёв, А. Марышев, Б. Иванов, витебляне Г. Фалей, Н. Лисовская, В. Шилко, В. Васильев.

В 1995 году представителями секции графики было создано сообщество «Витебская акварель». Основными задачами объединения стали забота о сохранении творческого наследия витебских акварелистов, широкая пропаганда истории и традиций Витебской школы акварели, оказание помощи молодым талантам. В состав сообщества вошли художники, которые солидно работают в акварели в разных манерах и направлениях. Авторитет и признание витебской акварели принесли активная творческая и экспозиционная деятельность таких мастеров, как Ф. Гумен, И. Столяров, В. Ральцевич, Г. Шутов, В. Лукьянов, В. Ляхович, Л. Воронова, М. Левкович, А. Карпан, И. Шкуратов, Н. Драненко, В. Напреенко, Е. Пономаренко, В. Иванов, А. Шиенок, В. Шаппо, О. Костогрыз, А. Фалей и других. Сообщество «Витебская акварель» выступило организатором и участником художественных выставок в некоторых городах Беларуси и за ее пределами – в Германии, России, Франции, Латвии... Логическим продолжением активной деятельности сообщества стало возникновение настоящего фестиваля акварели – биеннале «Акварельное содружество», который периодически дает прекрасную возможность акварелистам республики и зарубежья экспонировать свои новые произведения.

Сегодня в составе витебской областной организации БСХ вместе с творческими секциями живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и искусствоведения существуют объединения «Витебская акварель» и «Оршица». Кроме того, некоторые художники Витебска и области входят также в общереспубликанские и международные объединения, такие, как «Погоня», «Солнечный квадрат» и другие.

В экспозициях выставок, презентующих творчество членов витебской областной организации Белорусского союза художников, можно наблюдать широкий жанровый и тематический диапазон произведений, самые разнообразные способы живописного или графического мышления, самые невероятные вариации техник и стилей. Вместе с подчеркнутым новаторством в работах нельзя не заметить развития определенных традиций как реалистического, так и нефигуративного, абстрактного искусства. При этом традиция совсем не устанавливает какую-то непрерывную эстафету поколений, творческих стилей или манер. Традиция возникает как внутренний глубинный смысл, воплощенный в образно-стилистическом пространстве произведений, обобщенный творческий опыт многих поколений витебских художников. На этом, в целом естественном, пути развития искусства нельзя ни во что верить только потому, что данное явление существует, но ничто не может быть и окончательно похоронено только потому, что осталось в прошлом, как утверждал известный немецкий философ, автор многочисленных трудов по проблемам развития искусства Теодор Адорно. Традиция должна бережно храниться, так как только в ее русле возможно вневременное существование любого художественного наследия, в том числе и подчеркнуто новационного.

Кроме витебской акварели, искусствоведы сегодня говорят о наличии отличительных черт школы и в витебском гобелене. Его представляют Н. Лисовская, С. Врублевская, С. Баранковская, Т. Лисица, Г. Фалей, Е. Яснова, Т. и Ю. Руденко и некоторые другие витебские творцы, которые время от времени экспонируют на выставках свои работы, выполненные в разных текстильных техниках.

Интересные и действительно оригинальные поиски в области искусства объекта не раз демонстрировали В. Васильев, А. Малей, А. Досужев, В. Николаев. Однако не только искусство объекта, но и перформанс, хэппенинг, инсталляция, лэнд-арт и многие другие виды творчества, ставшие популярными в ХХ веке, были и остаются привлекательными для ряда художников Витебщины.

Также не угасает дух экспериментаторства с цветом и формой в живописе витебских художников. Работа в самых разнообразных живописно-пластических направлениях дает возможность использования личной оптики световосприятия. В экспозициях выставок рядом с высокопрофессиональными реалистическими произведениями П. Явича, Е. Красовского, В. Тихоненко – эффектные декоративные композиции О. Сковородко, свободные колористические, пластические, образные импровизации Л. Медведского, А. Коновалова, В. Шилко, В. Журавлева, А. Кравченко и других. Внимание зрителя привлекает музыкальная живописность холстов А. Чмиля, поэтический характер натюрмортов В. Михайловского, этнографизм и колоризм работ В. Крука, иронические образы О. Крошкина, сюрреалистически загадочные произведения В. Медвецкого, философская живопись В. Лукьяненко, мифологизированные композиции А. Изоитко. Не менее впечатляет взволнованно эмоциональный В. Вольнов, духовно необъятный Ю. Зуев, экспрессивно свободный Н. Таранда, эротически чувственный Н. Дундин, тематически многогранный В. Счастный... Каждый из упомянутых выше авторов – интересная и самобытная личность в белорусском искусстве.

Немало действительно оригинальных мастеров и среди витебских графиков. В их творчестве невозможно не заметить как параллелей с общеизвестными европейскими графическими школами, так и развития традиций белорусской графики. Это очевидно в станковой графике Г. Киселева, А. Ильинова, Б. Лалыко, монотипиях Л. Антимонова, линогравюрах Г. Кликушина, пастелях В. Шамшура, метафизических листах П. Кирилина, метафорических образах В. Чукина, утонченных портретах И. Могучей и каллиграфически эффектных рисунках М. Кругликовой, романтических композициях Т. Березовской и С. Привады, экспрессивно выразительных произведениях А. Духовникова и высококлассных рисунках И. Лисицы...

Творческий потенциал скульпторов, среди которых Л. Оганов, А. Гвоздиков, И. Казак, В. Могучий, Л. Тарабуко, А. Торосян, воплощен не только в многочисленных образцах манументальной пластики в Витебске, Полоцке, Новополоцке, Орше, но и в разнообразных станковых композициях, которые время от времени появляются в экспозициях выставок. И хотя пространство свободного пластического эксперимента сегодня кажется не очень большим, интерес к подобным композициям витебских скульпторов со стороны зрителей и искусствоведов довольно высокий.

Отличием авторской манеры и высоким техническим мастерством выделяются произведения витебских керамистов М. Бычковского, В. и Л. Ковальчуков, ювелирная пластика Ю. Руденко.

Вообще среди друзей витебской областной организации Белорусского союза художников немало талантливых творцов, работающих в самых разных видах и жанрах искусства, и перечислить их всех тут просто не представляется возможным. Но мы помним о них и с уважением относимся ко всем. Мы помним о тех художниках, которые в свое время достойно представляли Витебскую область на выставках самого разного уровня, а позднее, по тем или иным причинам, выехали за ее границы. Витебщина может гордиться тем, что здесь когда-то работали такие действительно неординарные творческие личности, как С. Тимохов, В. Распопов, А. Пушкин, О. Ладисов, Б. Хесин и некоторые другие.

Мы не забываем и тех художников, которых сегодня уже нет в живых, однако которые на протяжении десятилетий своими произведениями на самом деле прославляли наш край. Среди них живописцы О. Орлов, И. Бобоедов, И. Боровский, М. Глушко, В. Дежиц, А. Денисьев, А. Корженевский, В. Кухарев, М. Михайлов, А. Некрасов, А. Толкач, Е. Ясьвин, графики Л. Воронова, В. Дуров, Б. Кузьмичев, скульптор В. Голубев, искусствовед Г. Лебедев, художник театра Е. Николаев, мастера, работавшие в декоративно-прикладном искусстве, М. Рыбалкина и Н. Счастная.

Как и раньше, деятельность витебской областной организации Белорусского союза художников направлена на участие художников в международных, республиканских и областных выставках, пленэрах, на организацию персональных и групповых выставок ее членов. Однако примечательной и очень важной остается также работа ряда друзей Белорусского союза художников в высших и средних специальных художественных учебных учреждениях. На протяжении многих лет на художественно-графическом факультете Витебского государственного университета преподавали Г. Кликушин, И. Столяров, Ф. Гумен, Л. Антимонов, В. Лебедко, В. Ляхович, А. Некрасов, О. Орлов, А. Ковалёв. В этом учебном заведении и в настоящее время плодотворно работают Н. Гугнин, А. Карпан, О. Костогрыз, М. Левкович, И. Лисица, В. Нестеренко, М. Цыбульский, А. Чмиль, В. Шамшур, И. Шкуратов.

Значительный вклад в организацию кафедры дизайна и подготовку художественных кадров в Витебском государственном технологическом университете в 1975 г. внесли М. Рыбалкина, А. Некрасов, В. Николаев, а в наши дни там работают Г. и В. Васильевы, А. и Г. Фалей, Н. Лисовская, С. Врублевская, Л. Тарабуко.

Во главе витебской областной организации Белорусского союза художников в разное время были известные на Беларуси художники: П. Явич, А. Толкач, Е. Николаев, А. Соловьев, Ф. Гумен, Г. Шутов, А. Ильинов, А. Гвоздиков, О. Сковородко, В. Иванов, В. Шилко, Н. Драненко. Каждый из них на том или ином этапе приложил определенные усилия в расширении влияния Союза на общественную жизнь области. Сегодня областную организацию возглавляет С. Баранковская.

На современном этапе перед Белорусским союзом художников стоят не только задачи обычного профсоюза. Время требует, чтобы БСХ стал организацией, которая существует для художника и защищает его интересы. Но и роль каждого члена в таком случае становится чрезвычайно ответственной. Немало в Союзе художников, имеющих свои собственные взгляды на перспективы развития объединения и будто бы временами находящихся в оппозиции к нему. И в этом нет большой беды. Важно другое: чтобы альтернативные идеи не мешали здоровому развитию творческого объединения. Роль «просто оппозиционера» в общественной организации обычно не приносит результата.

И последнее. Было бы в целом несправедливо ограничивать повествование об искусстве Придвинья только деятельностью членов Белорусского союза художников. Среди витебских художников немало талантливых творцов, которые по разным причинам (в том числе и принципиально идейным!) никогда не принадлежали к творческим товариществам и объединениям. К такой позиции в искусстве большинство друзей БСХ относятся с пониманием и уважением. Более того, руководство организации всегда готово идти на позитивное сотрудничество с художниками, которые сегодня, наравне с членами БСХ, являются настоящей гордостью витебского искусства. Без их произведений, которые обычно представляются на персональных выставках, общая картина развития искусства на Витебской земле будет просто неполной.

Белорусский союз художников... Возможно, когда-нибудь время предложит и другие типы институциональной организации и объединения мастеров. Объединения художников, как свидетельствует история, не живут очень долго. Однако пока что и на сегодняшний день молодые художники тянутся к Белорусскому союзу художников и интересуются его деятельностью. Подтверждением тому является существование в рамках витебской областной организации Белорусского союза художников молодежного объединения. И это естественно. Потому что, наверное, главное, что привлекает в деятельности любого творческого союза, – это приоритет профессионального мастерства, которое было и останется самым точным барометром художественных достоинств произведения, самым объективным арбитром в истории искусства. Именно профессионализм вместе с трепетным отношением к истории и традициям Витебской художественной школы и определяет сегодня перспективы развития витебской областной организации Белорусского союза художников, является залогом будущего творческого объединения.

Михаил ЦЫБУЛЬСКИЙ,
кандидат искусствоведения

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Беларускі саюз мастакоў = Belarussian Union of Artists : энцыкл. даведнік / аўт.-склад. Б. А. Крэпак [і інш.]. — Мн. : Кавалер Паблішэрс, 1998. — 664 с. : іл. — На беларус. і англ. мовах.

2. Саюз творцаў [Выяўленчы матэрыял] = A union of creators/ уклад. і аўт. тэксту М. Л. Цыбульскі; аўт. уступ. У. Андрэйчанка ; фат. В. Балоціна, М. Цыбульскага. — Мн. : Беларусь, 2005. — 146 с. : іл. — Тэкст парал. на бел. і англ. мовах.

3. Сучасныя мастакі Віцебшчыны : біябібліягр. слоўнік / ДУ «Віцебская абласная бібліятэка імя У. І. Леніна», Аддзел літаратуры па мастацтве ; склад. В. І. Аліева. — Віцебск, 1994. — 133 c.

* * * * *

4. Крупица, Н. Вся жизнь, как вернисаж / Н. Крупица // Віцьбічы=Витьбичи. — 2003. — 11 февр. — С. 8.

О работе витебского отделения Белорусского Союза художников.

5. Пастернак, Т. Витебский вернисаж / Т. Пастернак // Народнае слова. — 2003. —11 лют. — С.4.

О витебском отделении Союза художников.

6. Пастернак, Т. Где в городе «прописаться» художнику? / Т. Пастернак // Народнае слова. — 2010. — 2 снеж. — С. 7.

О проблемах витебских художников.

7. Пастернак, Т. Зачем художникам Союз? / Т. Пастернак // Народнае слова. — 2004. — 17 лют. — С. 4.

О витебской организации Союза художников.

8. Пастернак, Т. Прекрасен наш союз / Т. Пастернак // Народнае слова. — 2010. — 29 мая. — С. 4.

Областное отделение Белорусского Союза художников отпраздновало свое 40-летие.

9. Пастернак, Т. «Ты вечности заложник, у времени в плену» / Т. Пастернак // Народнае слова. — 1998. — 26 лiстап. — С. 5.

О проблемах, с которыми сталкиваются художники Витебска.

10. Цыбульскі, М. «Дзяржава не можа жыць без мастацтва...» / М. Цыбульскі // Віцьбічы=Витьбичи. — 2004. — 2 нояб. — С. 1.

Са справаздачнага сходу віцебскай абласной арганізацыі БСМ.

11. Цыбульскі, М. Свой колер у Еўрапейскай палітры / М. Цыбульскі // Беларусь. — 1998. — № 6. — С. 30.

Разважанні аб майстэрстве і сувязях віцебскіх мастакоў.