Выставки
Художественные выставки, проекты А. В. Малея
В 1987 г. Александр Васильевич Малей организовал неофициальное творческое объединение «Квадрат» (1987–1994), являвшееся духовным преемником объединения УНОВИС, созданного К. Малевичем в Витебске (1920–1922). «Квадрат» за время своей творческой деятельности активно сотрудничал с неформальным движением художников Петербурга и Москвы, участвовал в совместных проектах. В конце 80-х – начале 90-х годов XX века А. Малей был одним из лидеров неофициального движения художников в Беларуси.
В 1994 г. и в 1996 г. А. Малей по гранту фонда Сороса организовал и провел I и II Международные пленэры «Малевич. УНОВИС. Современность» с участием художников из России, Польши, Литвы, Украины, Беларуси, что символизировало возращение имени Казимира Малевича в лоно белорусской культуры.
1994 г. – лауреат Международного пленэра «Малевич. УНОВИС. Современность».
1996 г. – лауреат городской премии «Созвездие муз».
За заслуги в изобразительном искусстве награжден медалью Союза художников Беларуси.
В 1997–1998 гг. на основе собственного опыта, в сотрудничестве с Национальным институтом образования Республики Беларусь, разработал авторскую программу «Курс современного искусства» для художественных школ. Педагогический метод обучения современному искусству является последовательным развитием педагогического метода К. Малевича, когда от изучения первооснов модернизма и русского авангарда в теории и практике, через художественные направления, содержание обучения наполняется последующими формами искусства XX века.
В 2002 г. на базе своей творческой мастерской, учитывая положения Закона Республики Беларусь «О предпринимательстве в Республике Беларусь», создал собственную студию современного искусства – «Мастерскую Малея».
В 2006 г. во Дворце творчества детей и молодежи Железнодорожного района организовал авторскую студию-школу современного искусства для детей старшего возраста с 4-годичным периодом обучения.
В конце 2000-х годов А. Малей создает живописные произведения в пространстве кубоквадрата, освободив изображение на плоскости от фонового пространства и трансформировав его в среду в виде объекта или инсталляции. Выполненная на фанере форма членилось, а затем собиралась на разном расстоянии друг от друга при помощи анкеров, создавая ощущение объемного живописного объекта, самостоятельно живущего в среде. В этом случае куб представлял объемное пространство трехмерной среды, а члененная плоскость – супрематическое пространство метафизического мира. Моделирование пространства посредством объема и плоскости, а также использование конструкции в создании произведения свидетельствует о влиянии на художника творческой манеры Эль Лисицкого, который в 20-е гг. XX в. создал в Витебске архитектурное пространство ПРОУН (проект утверждения нового), состоящего из объема и плоскости.
«Обратная информация» – принципиально иное видение и представление о пространстве. Это двойное антропологическое пространство на основе трехмерного и трансцендентного сознания человека, альтернативное представлению о пространстве на основе природы и Вселенной. Кубоквадрат – эстетическое его выражение. Взаимодействие объема и плоскости (куб – информация о квадрате, квадрат – информация о кубе) образует объемно-временное пространство, выраженное через объекты и инсталляции.
Произведения находятся:
Витебский художественный музей, г. Витебск (Беларусь);
Музей «Витебский центр современного искусства», г. Витебск (Беларусь);
Национальный художественный музей Республики Беларусь, г. Минск (Беларусь);
Музей современного искусства, г. Минск (Беларусь);
Московский музей современного искусства (Россия);
Музей современного искусства, г. Нарва (Эстония);
Музей современного искусства, г. Зелена Гура (Польша);
NEXUS-GALLERY-2, г. Эдинбург (Великобритания);
Музей нонконформистского искусства Санкт-Петербурга (Россия);
Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, г. Псков (Россия);
Частная коллекция Андрея Плесанова, г. Минск (Беларусь);
Частная коллекция Бена Поплянского, г. Торонто (Канада);
Частная коллекция Эвелин Росса, г. Нинбург (Германия);
Частная коллекция доктора Карлы Билинг, г. Берлин (Германия).
Республиканские |
|
2005 |
– республиканская выставка «Фактура» (Национальная библиотека Беларуси), г. Минск.
|
2009 |
– республиканская выставка «Коллаж» (Музей современного искусства), г. Минск.
|
2010 |
– республиканская выставка «Художественное пространство Витебска», г. Минск;
|
2012 |
– республиканская выставка белорусского абстрактного искусства (Национальный художественный музей Республики Беларусь), г. Минск;
|
2014 |
– республиканская выставка «Десять веков искусства Беларуси» (Национальный художественный музей Республики Беларусь), г. Минск;
|
Персональные (концептуальные проекты) |
|
2000 |
– персональная выставка «Обратная информация» (выставочный зал УК «Музей "Витебский центр современного искусства"»), г. Витебск.
|
2004 |
– персональная выставка «Обратная информация» (Национальная библиотека Беларуси), г. Минск.
|
2005 |
– персональная выставка «Обратная информация» (выставочный зал УК «Музей "Витебский центр современного искусства"»), г. Витебск.
|
2006 |
– персональная выставка «Обратная информация» (Музей современного искусства), г. Москва;
|
2007 |
– персональная выставка «Храм» (выставочный зал УК «Музей "Витебский центр современного искусства"»), г. Витебск.
|
2009 |
– персональная выставка «Абсолютная живопись» (Витебский художественный музей), г. Витебск.
|
2011 |
– персональная выставка «Акварель. Абсолютная живопись» (Витебский художественный музей), г. Витебск;
|
2011–2012 |
– персональная выставка «Экзистенция» (Витебский художественный музей), г. Витебск;
|
2013 |
– персональная выставка «Суть вещей» (Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник), г. Псков (Россия).
|
2015 |
– персональная выставка «Станковая живопись в пространстве объекта, среды и инсталляции» (выставочный зал УК «Музей "Витебский центр современного искусства"»), г. Витебск.
|
Проекты |
|
1988 |
– начало формирования художественно-теоретической концепции проекта «Обратная информация».
|
|
Проект «Обратная информация» был представлен:
|
1991 |
– Центральный дом художника в составе объединения «Квадрат», г. Теруэль (Испания).
|
1995 |
– проект In-formation-95, г. Витебск.
|
2000 |
– арт-проект «Обратная информация», г. Витебск.
|
2001 |
– фестиваль современного искусства, г. Эдинбург (Великобритания).
|
2004 |
– арт-проект «Обратная информация», г. Минск.
|
2006 |
– арт-проект «Обратная информация» (Московский музей современного искусства), г. Москва (Россия);
|
2008 |
– арт-проект «Храм», г. Витебск.
|
2011 |
– арт-проект «Экзистенция», г. Витебск.
|
2012 |
– арт-проект «Экзистенция», г. Витебск;
|
2014 |
– проект «Обратная информация» выходит отдельной книгой в Германии в издательстве LAP LAMBERT Academik Publishing.
|
Участие в международных проектах |
|
1988 |
– международный фестиваль современного нонконформистского искусства, г. Нарва (Эстония).
|
1991 |
– Х Международный фестиваль видеофильмов, г. Теруэль (Испания).
|
1994–1996 |
– международный пленэр «Малевич. УНОВИС. Современность», г. Витебск.
|
2001 |
– фестиваль современного искусства, г. Эдинбург (Великобритания).
|
2002 |
– фестиваль современного искусства, г. Эдинбург (Великобритания).
|
2006 |
– международный фестиваль конструктивизма «СупреМАДИзм», г. Будапешт (Венгрия), г. Москва (Россия);
|
2013 |
– проект «Авангард форум А-2», посвященный 100-летию «Черного квадрата» К. Малевича (Музей нонконформистского искусства), г. Санкт-Петербург (Россия). |